Правовое
воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на
создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим
ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок
активной жизненной позиции ребенка. Таким образом, дошкольное детство,
является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его
отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному
миру. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка
сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно
адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов,
что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение
детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных
задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить
детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону,
устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их
права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и
необходимый детям комплекс знаний о жизни.
Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами: «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами. В процессе правового воспитания детей в ДОУ применяются разнообразные организационные формы и методы работы. Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком и обществом. В нашем детском учреждении тематический план работы по повышению правовой культуры детей построен таким образом, что на каждый блок приходится три образовательных мероприятия, включая совместную деятельность педагога и ребенка и самостоятельную деятельность детей (в соответствии с возрастными особенностями детей).
Блок 1. «Знакомство
с Декларацией прав человека»
Блок 2. «Право на
имущество»
Блок 3. «Право иметь
семью»
Блок 4. «Право на
свободу и равенство»
Блок 5. «Право на
жилище»
Блок 6. «Право на
имя»
Блок 7. «Прав и
обязанности детей»
Блок 8. «Право на
отдых, игру, развлечение»
Блок 9. «Наши права»
Работа
над каждым блоком ведется в течение одного календарного месяца. Так же
целесообразно совмещение различных видов деятельности на занятиях и
воздействие на различные анализаторы для более полного погружения детей в
атмосферу темы. Процесс познания правовой культуры находит выражение в
разнообразных формах деятельности детей: прежде всего игровой,
художественно-игровой, театральной, продуктивной, трудовой. Дошкольный возраст
является таким периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности,
вырабатывается воля и произвольное поведение, развивается воображение,
творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не
только в процессе непосредственно образовательной деятельности, а в главной
деятельности дошкольника - в игре. Именно в игре, моделируя разнообразные
ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками,
приобретает собственный опыт. Поэтому нами используются разнообразные игровые
методы и приемы: игры- путешествия, игры-инсценировки по сюжетам хорошо
известных сказок, сюжетно-ролевые игры, игры с решением проблемных задач.
Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково- экспериментальную и
продуктивную деятельность, так как любая игровая ситуация должна нести в себе
момент воспитания. Дети включаются в решение простых творческих задач и ребенок
из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Основной принцип
в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию правовой грамотности -
дать возможность детям познавать окружающий мир на их собственном опыте в
конкретной ситуации, их поступках. Педагоги нашего учреждения заняли позицию
исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального
развития. В учреждении созданы все условия личностно-ориентированных
взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, что позволяет ребенку
проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя в игре. Для
достижения положительных результатов по правовому воспитанию, в группах с
помощью детей и родителей постоянно пополняется предметно-развивающая среда.
Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители
приобретают опыт педагогического сотрудничества. Понимание родителями
педагогических процессов и своевременное вмешательство в них позволяет решить
многие задачи. От отношения родителей и других взрослых к ребёнку во многом
зависит его дальнейшее личностное развитие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий